Размер шрифта: A A A

16.05.2020 Советский танк Т-34 — легендарная боевая машина

Советский танк Т-34 — легендарная боевая машина

Т-34 заслуженно получил множество лестных эпитетов: «легендарный танк», «стальной кулак», «великое оружие Второй мировой войны». Последней характеристикой, кстати, наградил его премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль. Несмотря на грозное предназначение, танк стал чудом военного машиностроения СССР и символом Великой Победы.

История танка

В конце 1930-х гг. над миром уже сгустилась грозовая туча предстоящей войны. Крупнейшие державы начали поспешно обновлять военную технику, да так, чтобы новые экземпляры превосходили имеющиеся образцы и давали конкурентное преимущество в бою.

В сфере советского танкостроения на тот момент наблюдались две крайности. Одни танки отличались легкостью, быстротой и маневренностью, но были уязвимы перед снарядами и снабжались недостаточно мощными орудиями. В противовес им создавались действительно мощные танки, однако они были грузными и неповоротливыми, что также сказывалось на успехе применения. Т-34 стал первой разработкой, удачно сочетавшей оба параметра — мощность и маневренность.

Рождение легенды

Танк был создан в машиностроительном конструкторском бюро (КБ завода № 183) города Харькова. Работы возглавил конструктор Михаил Ильич Кошкин, уже обладавший приличным опытом. Помогали ему Александр Морозов и Николай Кучеренко. Современники отмечали, что Кошкин был настоящим энтузиастом своего дела и буквально излучал энергию и решительность, вдохновляя примером остальных конструкторов.

В конце 1939-го в Харькове сконструировали и продемонстрировали два новых танка. Первый — А-20, улучшенная модификация танка БТ-7. Он оказался слишком легким и не имел потенциала к доработкам. Вторым танком стал А-32, который произвел лучшее впечатление. Он легко преодолел вброд реку, поднялся на крутой склон, сбил толстую сосну. В январе 1940 года А-32 после доработок был переименован в Т-34.

Технические особенности Т-34

Новая боемашина имела внушительные технические показатели:

  • Мощность двигателя — 500 л. с.
  • Боевой вес — 26,6 т.
  • Калибр пушки — 76 мм.
  • Толщина брони — 45 мм.
  • Скорость передвижения по шоссе — 54 км/ч.
  • Скорость передвижения по пересеченной местности — 36 км/ч.
  • Ширина гусеницы — 550 мм.
  • Преодолеваемый подъем — 36°.

Демонстрация

Предстояла самая ответственная часть задания — продемонстрировать партийному руководству новые образцы и их способности. Для этого две модели Т-34 своих ходом перегнали их Харькова в Москву, на Красную площадь. В общей сложности боевые машины прошли 750 км до столицы. 17 марта 1940 года танки продемонстрировали советскому руководству во главе с Иосифом Сталиным. Партийный вождь одобрил экземпляры и окрестил их «ласточками бронетанковых сил».

Однако знаменитый перегон новых танков стал роковым для их «отца», Михаила Кошкина. По дороге конструктор сильно простудился, помогая вытаскивать застрявшую в ледяной воде боемашину. Простуда осложнилась пневмонией, и в сентябре 1940-го Кошкин скончался в больнице. После его смерти дорабатывать танки стал его ученик и коллега Александр Морозов.

Военные годы

К началу боевых действий было произведено чуть более тысячи танков Т-34. В первых же боях они оправдали возложенные надежды и даже заслужили уважение противника. Производили «тридцатьчетверки» только в Харькове и Сталинграде.

В военные годы было налажено производство на заводе «Красное Сормово» (Горький, сейчас Нижний Новгород), «Уралмаше» (Свердловск, сейчас Екатеринбург), а также в Омске и Челябинске. Всего с 1940 по 1945 гг. советские заводы выпустили 56 681 танк. Т-34 стал самым массовым танком Великой Отечественной войны и послевоенных лет, установив мировой рекорд. Производство танков в Германии значительно отставало.

Но в военное время выявился и ряд недостатков машины. Например, экипаж в башне находился в стесненных условиях. Недостаточный угол обзора, слабая оптика и несовершенства коробки передач также затрудняли управление и участие в боях. Несмотря на это, именно на легендарном Т-34 больше всего отличились в войну советские танковые войска. 

Новая модификация

Конструкторы неприятеля постепенно совершенствовали свою боевую технику. А значит, требовался танк, который не уступил бы более тяжелым и мощным машинам немцев, например «Ягдпантерам». 

Весной 1944-го была создана новая модификация Т-34 с калибром пушки 85 мм. Она получила название Т-34-85. Танк обладал повышенной броневой защитой, количество членов экипажа было увеличено до пяти человек, был сконструирован новый тип башни. Главным преимуществом Т-34-85 стал новый тип орудий, успешно пробивавших броню противника. А и по маневренности и скорости модификация фактически не уступала прототипу.

Послевоенные годы и современное значение

Т-34 в разных модификациях продолжал выпускаться и после войны. Он стал первым средним танком, сражавшимся во всех климатических поясах и природных зонах, от Африки и Азии до Европы и Заполярья. Самое поразительное, что в некоторых государствах он до сих пор стоит на вооружении: во Вьетнаме, Гвинее, Йемене и других.

Т-34 стал подлинным символом победы над фашизмом. Не зря он продолжает появляться в различных произведениях культуры и искусства. Его изображения встречаются на марках, он описан в художественной и документальной литературе. Фигурирует он и в известных фильмах, в их числе «Жаворонок» (1964 г.), «Главный конструктор» (1980 г.), «Белый тигр» (2012 г.), «Т-34» (2018 г.), «Танки» (2018 г.). А масштабные модели танка выпускаются многими производителями и становятся основой для создания целых коллекций миниатюрных копий.